Семейные радости престарелых и лежачих больных

Для престарелого человека и лежачего больного общение с родными людьми – большая радость. Организация встреч с детьми, внуками, другими родственниками способствует ощущению полноты жизни, доставляет радость, взывает чувство тепла в душе. Родственная поддержка помогает пожилым людям и лежачим больным ощущать себя нужными и любимыми.

Но вот ведь какой жизненный парадокс: если родственники постоянно находятся рядом, лично осуществляя весь уход за лежачим больным или престарелым, положительные эмоции теряются. Чаще всего они сменяются плохо скрытым или откровенным негативом.

Сохранение доброжелательности и тепла в отношении больного или престарелого родственника – одна из причин, по которой семье целесообразно обратиться в патронажную службу. Хотя родственники будут проводить с больным меньше времени, но оно будет насыщено приятными эмоциями. Каждая встреча будет дарить радость обеим сторонам, а это существенно улучшит психологическое состояние больного.

Когда все задачи ухода за больным или престарелым человеком берут на себя родственники, негатив неизбежен. Кому-то из близких, не исключено, придётся оставить работу, отказаться от карьеры. Или, возможно, надо будет пересмотреть рабочий график и добавить к нему часы дополнительной работы по уходу за больным. Нередко к уходу за родственником привлекают подростков или молодёжь, что юными членами семьи воспринимается с огромным негативом.

Что чувствует при этом сам лежачий больной или престарелый человек? Казалось бы, он окружён заботой родных, но это его не радует. Он чувствует, что доставляет неудобство родственникам, с болью реагирует на негативные эмоции, которые, увы, трудно скрыть даже при самом доброжелательном отношении. Реакция зависит от характера человека: кто-то начинает вести себя исключительно требовательно и капризно, привлекая внимания (а на самом деле – просто требуя любви), кто-то замыкается в себе и, ощущая себя ненужным, тихо угасает. Страдают обе стороны… Но есть же выход! Пригласите профессиональную сиделку – и семейная снова станет гармоничной.

Пожилой человек или лежачий больной будет получать всесторонний уход, а родственники смогут заходить к нему в свободное время для приятных бесед. Общение будет психологически комфортным!

Но при организации встреч с родственниками необходимо учитывать ряд моментов, связанных с физическим и психическим состоянием человека.

Если больной или престарелый человек физически слаб, контакты с родными и близкими следует ограничить по времени. Рекомендуется общаться с родственником по одному, а не навещать его всей толпой. Излишний шум, суета могут неблагоприятно воздействовать на его состояние. Кроме того, человеку в слабом физическом состоянии трудно сосредоточиться, если его окружает много людей.

Если же физическое состояние хорошее, то вполне можно устроить и семейную встречу, ужин с детьми и внуками (а то и правнуками), совместную прогулку. Такой досуг станет для дорогого вам человека настоящим праздником! Это гораздо лучше, чем целый день находиться рядом, отвечая сквозь зубы на просьбы подать чашку, судно, лекарство…

Встречаясь с престарелым родственником, надо учитывать и его психическое состояние. К сожалению, возрастные изменения могут сказаться на памяти, на способности узнавать родных людей. Иногда престарелые люди путают детей с внуками, называют их чужими именами – к этому надо относиться с пониманием. Не стоит спорить, достаточно просто сидеть рядом и поддерживать беседу, даря душевное тепло.

Патронажному работнику нужно учитывать, что после визита родственников пожилой человек может захотеть поговорить о детях, внуках, повспоминать былые годы. Такое состояние характерно и для моментов, когда пожилые люди скучают, и для периодов, когда они находятся в приподнятом состоянии духа после встречи с родными. Естественно, нужно поддержать беседу, оказать человеку максимальную психологическую поддержку.

И ещё один интересный момент. Сейчас всё больше бабушек и дедушек настолько «продвинуты», что общаются с внуками и правнуками не только по телефону, но и по скайпу. Это, несомненно, замечательно! Но не каждый пожилой человек может освоить современную технику, хотя и радуется общению по сотовому или с помощь видеосвязи. В этом случае патронажному работнику следует взять на себя функции «техподдержки»: помочь престарелому человеку ответить на вызов или самому связаться с родственниками. Разумеется, и здесь нужно учитывать психическое состояние клиента, мягко препятствуя неадекватным и навязчивым попыткам «поговорить» в неудобное для родственников время, без учёта их рабочего графика и других дел.

Статьи

полезная информация по уходу за больными и престарелыми

Оформить заявку